метафоры в стихотворение "Осень" Пушкина

  • Стихотворение написано Пушкиным в «болдинскую осень» 1833 г.         Это реалистическое произведение относится к пейзажной лирике поэта. Тем не менее основной является тема рождения творчества. Она возникает в заключительных строфах стихотворения, связывая воедино все повествование. Впечатле ния, полученные от природы, порождают поэтическое вдохновение.         Эпиграф взят из послания Державина «Евгению. Жизнь Званская», где автор прославляет покой и уединение на лоне сельской природы. Продолжая традиции Державина, Пушкин, однако, не делает мотив уединения главенствующим. Он восторгается пышной красотой осенней природы, воспринимая ее как знак обновленной жизни:Унылая пора! Очей очарованье!Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса...         Ощущение здоровья, душевной бодрости, полноты жизни, творческой силы наполняет это стихотворение Пушкина, придает ему оптими стическое, жизнеутверждающее звучание:                            Желания кипят — я снова счастлив, молод...         Пушкинский пейзаж реалистичен и конкретен — это обобщенная, типическая картина русской природы. Эмоциональная окрашенность текста не нарушает точности и наглядности изображения.         Стихотворение «Осень» относится к лироэпическому роду литературы, гармонично соеди няющему поэзию и прозу. В этом произведении присутствует повествователь, ведущий непринужденный разговор с читателем, позволяя себе многочисленные отступления от темы. В связи с этим следует отметить близость этого стихотворения с романом в стихах Пушкина «Евгений Онегин».         К 1833 г., когда создавалось стихотворение, уже были написаны крупные прозаические про изведения Пушкина, в частности «Повести Бел кина», в том же году вышел «Евгений Онегин». Реалистический стиль пушкинского письма предполагал отход от условностей, предельную правдивость в изображении как внешнего, так и внутреннего мира. В этом его преимущество перед поэзией классицизма и романтизма, в поэтике которых выдвигалось или общее, отвлеченное (классицизм), или, наоборот, слишком субъек тивное, индивидуализированное (романтизм). Всяческая условность снимается авторской иро нией и скрытой патетикой, которые определяют внутреннюю структуру всего произведения.         Композиция стихотворения «Осень» такова, что красота этого времени года дана в сравнении с весной, зимой и летом. Например, в описании весны используется авторская ирония, чтобы через прием антитезы подчеркнуть притягательную прелесть осени:Теперь моя пора: я не люблю весны;Скучна мне оттепель; вонь, грязь — весной я болен;Кровь бродит; чувства, ум тоскою стеснены.Суровою зимой я более доволен.         Композиционное своеобразие «Осени» заключается еще и в том, что поэтическое повествование перемежается лирическими отступлениями. Именно эти отступления, замечания и рассуждения поэта по поводу осени и составляют сюжетную основу стихотворения. В этом заключается художественное своеобразие взаимосвязи композиции и сюжета в стихотворении «Осень».         В стихотворении Пушкин использует широкую палитру изобразительных средств. Прежде всего это метафоры и метафорические сравнения. Несмотря на то что автор восхищен осенью и желает передать это чувство читателям, он использует сравнение осени с чахоточной девой, прибегая к иронии:... Мне нравится она,Как, вероятно, вам чахоточная деваПорою нравится...         Пушкин завершает свое стихотворение поразительной по силе и смелости метафорой — упо доблением поэта, приступающего к творчеству, с кораблем, который готовится к отплытию:И мысли в голове волнуются в отваге,И рифмы легкие навстречу им бегут,И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,Минута — и стихи свободно потекут.Так дремлет недвижим корабль в недвижной влаге,Но чу! — матросы вдруг кидаются, ползутВверх, вниз — и паруса надулись, ветра полны;Громада двинулась и рассекает волны.         «Осень» отличает отсутствие канонических штампов, совершенная поэтическая свобода, естественность художественной речи. В нем одновременно существуют и высокая патетика, и удивительная живописность.Произведение написано октавами, строфой обычно используемой в лироэпических произведениях. Рифмовка — абабабвв. Стихотворный размер — шестистопный ямб. Сочетание такой объемной строфы, как октава, с данным стихотворным размером дает во